Дело

Руководитель: быть или не быть?

И это хорошо: у молодежи есть высокие амбиции – это первый шаг к реальному достижению этих целей. О том, какие нужно сделать следующие шаги на пути к успеху, Женскому журналу «Эвита» рассказала бизнес-тренер с европейской сертификацией, специалист-практик в области управления персоналом и построения системного бизнеса компании Consulting Group Оксана Заблуда.

В своей практике развития и кадрового роста людей в компаниях, я не раз сталкивалась с тем, что, приложив значительные усилия и достигнув руководящей должности, люди теряли к ней интерес и возвращались на роль исполнителя. Почему? Что происходит с людьми, когда с позиции исполнителя они перебираются в кресло начальника?

Начать нужно с того, как видится руководитель подчиненным. Босс отдает приказы, и все должны быстро их выполнять, даже если сомневаются в их адекватности. В любой момент начальник может поинтересоваться, где ты находишься и чем занимаешься в рабочее время. Он (она) может иметь плохое настроение и разговаривать с тобой, мягко говоря, не очень уважительно, а тебе приходится терпеть. При этом руководитель сидит в большом кресле в отдельном кабинете, ездит на служебном автомобиле и может официально опаздывать на работу. И многое, многое «еще», не говоря уже о том, что он намного больше зарабатывает.

Читайте также: Работа - тяжкое бремя или удовольствие?

Естественно, хочется в корне изменить ситуацию, поменяв вышестоящую фигуру на свою собственную. И для многих путем титанических усилий и нескольких лет ожиданий этот миг наступает. Что же получает вновь испеченный руководитель кроме вышеописанных благ? Привожу список «основных жалоб» руководителей с управленческим опытом до трех лет.

  • Мои подчиненные ничего не понимают! Я им говорю, а они не делают, а все время находят «отмазки».
  • Подчиненные говорят, что все поняли, но делают совсем не то, что я их просил.
  • Мне хронически не хватает времени, меня постоянно дергают звонками и визитами. Всем от меня постоянно что-то надо.
  • Мне регулярно приходится задерживаться на работе, я перестал(а) спать ночами, появились проблемы с близкими – они жалуются, что «для меня работа важнее, чем они».
  • Зарплата выросла «на…», а головная боль «в…». Передо мной постоянно возникает сотня неразрешимых задач. Не успеваю я решить одну, как появляется десяток новых.

Это далеко еще не полный перечень! Но уже из вышеперечисленного не сложно сделать вывод: работа руководителя оказывается не настолько «веселой», как кажется на первый взгляд.

В чем отличие руководителя от исполнителя?

На самом деле, главное принципиальное отличие руководителя, которое не бросается в глаза, но способно сломать многих – ответственность. За подчиненных, материальные ресурсы, но самое главное – ответственность за результат. Причем, чем серьезнее и крупнее компания, тем конкретнее сформулированы показатели работы отдела, подразделения или филиала. И принимая на себя ответственность за управление подразделением, человек понимает: ему платят и предоставляют другие блага за то, что он забирает часть проблем у вышестоящего руководителя по достижению своих показателей, будь то объем продаж, % брака выпускаемой продукции или своевременность сдачи отчетов в налоговую.

Это значит, что руководитель уже не может прийти к начальнику и сказать, я не выполнил поставленную цель, потому что мне мешало то-то или не хватало того-то. Именно поэтому он и руководитель, что решает, что нужно сделать и что предусмотреть, чтобы задача была выполнена, несмотря на препятствия. При этом отговорки не принимаются! Главная работа руководителя как раз и заключается в решении проблем.

Читайте также: Как повысить личную эффективность с помощью проектного мышления

Естественно, для решения этих ежедневных управленческих задач от человека, в первую очередь, требуются такие личные качества как целеустремленность, стрессоустойчивость, готовность работать в быстроменяющихся условиях.

Ну и конечно, руководителю нужно обладать целым набором управленческих (менеджерских) навыков, позволяющих ему решать рабочие проблемы и достигать поставленных целей, а, следовательно, получать свои премии и бонусы. Я говорю о таких навыках, как управление подчиненными, рабочими процессами/проектами, личное и общее планирование и управление временем, навыки влияния на людей и переговоры. Руководителям следующих ступеней понадобятся основы финансового менеджмента, навыки публичных выступлений, стратегический менеджмент и другие дисциплины.

Естественно, каждое из этих направлений является отдельной наукой и требует длительного теоретического изучения. Но, как показывает жизнь, эти инструменты работают не только для достижения результатов в бизнесе, но и для достижения своего личного успеха.