Дело

Как добиться личной эффективности на работе: советы эксперта

Работа – это не только обеспечение потребностей с точки зрения финансов, но еще и прекрасная платформа для саморазвития. И чем активнее человек на работе, тем успешнее он и в других сферах жизни.

О том, как добиться личной эффективности и сделать карьеру максимально успешной, с читательницами Женского журнала «Эвита» делится бизнес-консультант, генеральный директор компании Consulting Group Алина Кравченко. 

Давайте рассмотрим наше обычное поведение и привычки с точки зрения их влияния на нашу личную эффективность. Начнем с наиболее распространенных навыков, повышающих не только вышеуказанную личную эффективность, но и ваш статус в глазах руководства и коллектива. И, главное, это те навыки, которые можно и нужно развивать любому человеку в бизнесе.

Первый навык - это проактивность. Несмотря на то, что сегодня это наиболее часто употребляемое слово, мало кто может дать точное определение данному понятию. С одной стороны – это активность и способность инициировать действия. С другой – это ответственность за собственную жизнь, за успехи и поражения, за каждое принятое решение, к каким бы последствиям оно не привело.  Значит, наше поведение зависит от наших решений и мы, инициируя происходящее, несем за него ответственность.

Читайте также: Как правильно искать хорошую работу: советы эксперта

Антиподом проактивности выступает реактивность, то есть поведение человека, которое зависит от обстоятельств, других людей. Такие люди идут на поводу у жизни, обвиняя всех вокруг в случае неудач. Вы их можете узнать по нытью и жалобам на плохого начальника,  трудную работу…

Если вы думаете, что проактивность легкий инструмент, проанализируйте каждый свой день и ответьте на вопрос: «Сколько проактивности вы совершили за каждый из дней». Может оказаться, что очень мало. Поэтому постоянно пересматривайте свои модели поведения и ищите новые возможности в проактивных действиях. Один из способов: вслушивайтесь в свою речь. Речь реактивного человека заключается в перекладывании ответственности: я не отвечаю за то, что происходит, я не способен принять решение. Посмотрите пример в таблице

РЕАКТИВНАЯ РЕЧЬ  ПРОАКТИВНАЯ РЕЧЬ
Они не согласятся на это  Я могу подготовить эффективную презентацию
Я ничего не могу поделать  Даже в безвыходной ситуации есть выход
Мне придется это сделать  Посмотрим, что можно сделать
Я вынужден  Я решил. Я предпочитаю

Эффективный сотрудник способен не ждать приказа сверху, а проявлять инициативу в действиях. Поэтому рекомендация может звучать следующим образом: «Всегда ищите новые возможности, предлагайте руководству, генерируйте новые варианты действий». Проактивность становиться заметной в любом коллективе и спустя несколько месяцев вы сможете увидеть плоды своего труда.

Эмоциональный интеллект - еще одна ступень на пути к вашей эффективности.

Вопрос, что позволяет человеку занять лидерские позиции и быть успешным в среде своих соплеменников, существует столько же, сколько и сам человек. Почему одному еще на студенческой скамье предлагают интересную, хорошо оплачиваемую работу, а другой истаптывает не одну пару обуви, прежде чем устроится хоть куда-нибудь? Что такого необычного делают менеджеры, которые за 3-5 лет стремительно взлетают по карьерной лестнице, получая все соответствующие блага жизни? С чем связано такое удивительное явление, что человек, приложивший огромные усилия и достигший самых вершин успеха, сидит постоянно на антидепрессантах, впадает «во все тяжкие» или бросает все и уходит в монастырь?

А самое главное, что может сделать обычный смертный, не наделенный от Бога каким-то сверхъестественными талантами, чтобы добиться успеха в жизни и при этом получать удовольствие от этой самой жизни?

Читайте также: Как улучшить память

Ответ на эти вопросы кроется в понятии «Эмоционального интеллекта». Огромное количество исследований, проводимых по всему миру за последние 50-70 лет, подтверждают: именно развитый эмоциональный интеллект является тем самым «эликсиром успеха».

Эмоциональный интеллект включает самосознание и контроль собственных эмоций, настойчивость, энтузиазм и мотивацию, эмпатию (сочувствие) и социальную ловкость. Давайте расшифруем эти понятия подробнее:

  • самосознание - это сознание человеком самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Анализ собственного эмоционального состояния, понимание влияния эмоций на принятие решений. Адекватная оценка своих способностей. Развитие интуиции;
  • самоконтроль (управление собственными эмоциями) – способность понимать часть своих скрытых мотивов и управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Кроме того, это открытость по отношению к окружающим, наличие собственных принципов и ценностей. Позитивная оценка ситуации, желание и умение находить решения в сложных ситуациях;
  • эмпатия – способность понимать чувства других людей и сопереживать им, способность понимать чужие потребности;
  • управление эмоциями других людей – это умение продать идею, нарисовать захватывающую картину будущего. Способность предотвращать и регулировать конфликты.

Эмоциональный интеллект может развить в себе абсолютно каждый!

Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»
  • Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт, и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.
  • Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.
  • Слушайте глазами. Умение читать язык жестов пригодится вам не только для того, чтобы понимать истинные эмоции собеседника, но и для того, чтобы самому подавать правильные сигналы.
  • Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача — научиться «считывать» чужие эмоции.

И помните: ежедневно работая над собой, вы сможете достичь хороших результатов в повышении собственной эффективности.

Успехов вам!