Дело

Елена Иванченко: Я благодарна судьбе за каждый миг

«Я не просто директор,- смеется она. – Я художественный руководитель тире директор, это важное уточнение».

Кроме театра, Елена Иванченко еще глава киностудии «Paradoxon brain 69», специализирующейся на съемках больших и маленьких фильмов в жанре мистики и президент независимого международного фестиваля мистики, у которого в этом году тоже юбилей, правда, маленький – всего пять лет.

А еще Елена – магистр экономики и закончила Национальную академию при Президенте Украины. Но при всей «сложности» образований она, конечно, прежде всего, актриса.

Ее карьера начиналась в школе-студии театра им. И. Франко, в послужном списке помимо множества других ролей, две главные в шекспировских постановках. И она же первой в Украине спела ведущую партию в рок-опере «Жанна д’Арк».

О том, каким был ее путь к успеху, Елена рассказала Женскому журналу «Эвита».

О мистике и универсальном человеке

Мистика всегда меня интересовала. В этом жанре можно показать все. Диапазон широчайший: грим, прически, маски. Вдохновение витает повсюду, может посетить при виде раритетных изданий, например, или старинных визиток.

Мое первое режиссерское произведение по мотивам пьесы Феликса Кривина «Бумажная роза» об оживших предметах. Следующий спектакль тоже был придуман практически сразу и назывался «Манекены». Ведь, на самом деле, неизвестно, кто кем манипулирует – люди куклами или наоборот. А потом были «Маска красной смерти» Эдгара По, «Тополя» Тараса Шевченко, «Вий» Николая Гоголя…

Читайте также: Persona Grata: украинские женщины управляют мужчинами профессионально

В нашем театре весь репертуар нереалистичный, даже детский: «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье», сказки народов мира, где я нашла и вывела интересных персонажей.

Я занимаюсь музыкой, сама пишу и ставлю пьесы. И в некоторых из них сама играю. Правда, не главные роли, иначе это было бы совсем странно (смеется). Монтирую фильмы, рисую. Словом, человек-универсал. Но за это пришлось бороться…

О трудностях говорить сложно. Разные были времена. Сейчас  чудесные, я считаю, а когда-то были не очень. Мы открывались на Андреевском спуске, в доме 22Б, там, где теперь «Музей одной улицы», потом переехали на улицу Зоологическую, дальше на Ленина, и в итоге оказались на Ереванской, 11. Это место когда-то было зеленым, замшелым подвалом, с ужасными окнами и вечной угрозой затопления. Которое однажды все-таки случилось…

Был период, когда мы вообще боялись не выжить и потерять театр, не было финансирования совсем. Люди не спешили на спектакли, актеры сидели без зарплаты. Мы ведь только с 2004 года получаем бюджетные деньги, а до этого, в прямом смысле, балансировали.

Тем не менее, сегодня в труппе 14 человек. Поровну мужчин и женщин. С ними я работаю все эти годы. Когда-то они были моими учениками, теперь уже самостоятельные актеры.

О семье

Если бы не родители, я бы, наверное, театром никогда и не занималась. Может, влюбилась бы в кино. Мой любимый фильм, кстати, «Три мушкетера»: в нем много верности, преданности, и… совершенно никакой мистики.

Хотя мама и папа далеки от того, чем я сейчас занимаюсь. Они, вообще, не творческие люди. Мамочка экономист, отец – физик и если понимал, что за зеркалом что-то есть, то, вероятно, что все-таки это пленка (смеется). Но никто в меня не верил так, как он…

Я бы слукавила, если бы сказала, что моя семья – это только театр. Но… Мои сын и муж – актеры, они работают вместе со мной. Сын недавно снялся в полнометражном фильме «Пиковая дама», который мы сделали на нашей киностудии. Сыграл Германа. Кстати, кино мы сняли, точно следуя тексту Пушкина, не выбросив ни единого слова.

Вот такие мы люди (смеется). Спим мало, работаем много. Черпаем силы в любви, потом проецируем это на творчество. Понимаем друг друга с полуслова, не давим. Все абсолютно самодостаточны и самостоятельны. Все на равных.  

О символах, суевериях и судьбе

 Я – женщина с большими суевериями. И это неудивительно – люди нашей профессии все волшебники. Я всегда верила и верю в свою звезду, в то, что «кто-то» выбирает для меня дорогу. Я сама ничего не выбирала: мне «показали», я уловила и поняла.

Символы имеют для меня огромное значение. Во-первых, здесь (в театре) ничего не происходит без лунного календаря. Мы не начинаем никаких дел, если не знаем точно, когда будет лучше всего. Кроме того, я умею «считывать» людей. Может, поэтому у нас нет ни одного случайного человека. И равнодушных нет. Мои ребята, вообще, непростые люди…. В нескольких спектаклях, например, главные роли играет главный бухгалтер – очень колоритная женщина, великолепно смотрится на сцене.

А, вообще, я считаю, если человек верит в то, что выбрал верный путь, то звезды и судьба ему обязательно помогают. На протяжении всей жизни. Они как бы дают ему именно то, что необходимо в какой-то конкретный момент. Правда, если человек не умеет распознавать эти символы… Что ж, кто ему доктор, как говорится.   

О переломном моменте в жизни

Расскажу один случай. Когда-то, много лет назад, со мной произошел несчастный случай. Отдельно от театра. Я поломала в двух местах позвоночник, руки и ноги. Не могла двигаться совсем. Мне «светило» инвалидное кресло, я два месяца не снимала специальный корсет.

Лежала в больнице и думала, думала. Осмысливала ситуацию. Пока не поняла: это очень сильный знак к тому, чтобы начинать, наконец, работать на себя. До этого я довольно долго сотрудничала с одним режиссером, который немедленно отвернулся от меня в тот самый тяжелый момент. Друзья мне потом говорили: «А что ты хотела? Богу пришлось поломать тебе спину, чтобы ты, наконец, осознала: хватит носить чужих на своем хребте».

Читайте также: Лада Лузина: Мне довелось разбить свою жизнь несколько раз и заново ее склеить

После того несчастного случая я три года была на инвалидности, два из которых без права работы. Теперь бегаю в туфлях на шпильке и занимаюсь сценической практикой – работаю с палками (смеется). Несмотря ни на что тот период я называю удачным. Тогда сразу отпали все, кто, оказывается, был чужим…

Очень хороший урок (задумчиво смотрит перед собой).

А знаете, если бы мне предложили что-то поменять в своей жизни, я бы не согласилась. Не отдала бы ни один эпизод. Ну, может, кое-какие реплики вслух не произнесла бы (смеется) и некоторых ошибок не совершила. Но как бы там ни было, я благодарна Судьбе. За каждый миг.